Сады в Древней Руси

Сады в Древней Руси

Сады в Древней Руси были одной из самых больших духовных ценностей. Образ сада на Руси ассоциировался с раем. Старый дуб около скита Никона был назван Мамврийским в память явления Троицы Аврааму. В садах разводились душистые травы, цветы, украшением сада были кедры и пихты. Так же сажались плодовые деревья и ягодные кустарники. В монастырях устраивались аптекарские сады.

Старинные сады, монархов славных их Останки славные, почтенны ввек для них,

Вельмож, царей, цариц святятся именами, И вкуса древнего им служат образцами.


Увеселительный Коломенский дворец, Где обитал Петра Великого отец,

И где Великий сей младенец в свет родился,

И в Вифлеем чертог царя преобразился;

На берегу Москвы обширный сад густой,

Лип, вишен, яблонь лес, где часто в летний зной,

Любя прохладу вод и тени древ густыи, Честолюбивая покоилась София.

( Перевод поэмы Делиля «Сады», А. Воейков)


Сады в древнерусских представлениях были одной из самых больших ценностей вселенной.

С раем в Древней Руси ассоциировались не только монастырские сады, но и загородные местожительства князей. Так, например, загородное место под Киевом, называвшееся Раем, было у Андрея Боголюбского; у Даниила Галицкого и Владимира Васильковича Волынского был на горе на берегу озера город Рай. «Красный» (то есть красивый) сад упомянут в Ипатьевской летописи под 1259 годом: князь Даниил Галицкий «посади же и сад красен».

Наряду с плодовыми деревьями, ягодными кустами, как явствует из описи, в основных садах разводились цветы и душистые травы: касатики, лилеи желтые и белые, гвоздика душистая, гвоздика ранняя, калуфер, розы травные, пижмы, мята немецкая, пионы кудрявые, кусты иссопу, тюльпаны, девичья краса, пионы «суховатые», гвоздика репчатая, орлик, кусты «мамрасу», фиалки лазоревы, фиалки желтые, «серебренник русский и немецкий» и т.д., и т.п. Характерно, что наряду с декоративными кустами и цветами, в садах сажались и деревья, явно не для дохода, а для красоты: кедры, пихта и др., а также сажался просто для красоты и виноград (для государева дворцового обихода съедобный виноград привозился из Астрахани). Что сады делались не только утилитарные, но и «для прохлады», ясно свидетельствует наличие в них большого числа различных садовых построек для отдыха — теремцов, беседок и пр., а также особая забота о красоте оград, об устройстве красивых ворот.

Д.С. Лихачев


В 1762 году был принят манифест “О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству” открыл новый расцвет усадебного строительства и положил путь к созданию роскошных приусадебных садов. Истоки создания садов уходят в далекое прошлое, которое коренным образом повлияло на дальнейшую судьбу садового искусства.

Голландские мастера приглашались для работы в сады кремля и подмосковного Измайлова, где любил жить Алексей Михайлович.

Петр I с детства сохранил особое отношение к садам. В отличие от московских садов, петербургские сады Петра становились учебные, просветительные. Скульптурное убранство Летнего сада в Петербурге решало не только вопросы эстетического характера, но и выполняло идеологический замысел. Во втором участке летнего сада, Петр устроил лабиринт со скульптурными изображениями на темы «из фабол лабиринта Версальского и зрелища жития человеческого из Эзоповых притчей». В саду гуляли редкие породы пернатых, были клетки для птиц, голубятни, были устроены оранжереи, беседки, окруженные водою, где стоял ботик, на котором переправлялись к ней.

Эпоха просвещения 18-го века в России дает садам новый виток. Садоводство становится неотъемлемой частью искусства, воплощению литературных сюжетов которое стало доступно владельцам парков и дач. Французский классицизм, голландское барокко и другие различные садовые стили переживали в садах богатую жизнь.


Вот краски, полотно, вот кисть, соображай:

Твоя Природа! Сам рисуй и поправляй.

Но не спеши садить, смотря и замечая,

Учись украшать природе подражая.


Поэма Ж. Делиля в переводе А. Вейкова


Знаменитый Висячий сад в Эрмитаже возник по повелению Екатерины Великой, практически одновременно с началом формирования ее коллекции живописи. Цветы окружали обитателей дворца не только в садах и оранжереях, но прежде всего, в произведениях искусства. Для того, чтобы прочесть символический, тайный язык цветов изображенных на полотнах, требовалось особое искусство и знания

Построен Эрмитажный сад в 1764—1773 годах архитекторами Ж. Б. Валлен-Деламотом и Ю. М. Фельтеном, перестроен в 1841 году В. П. Стасовым.

Сад был закрытый со всех сторон высокими стенами. Благодаря чему сад имеет свой микроклимат: близость Невы смягчает температурные перепады, ориентация сада (с севера на юг) обеспечивает максимальное солнечное освещение в течение всего светового дня. Под садом, в шанцевых сводах существовали инженерные коммуникации, обеспечивавшие дополнительный подогрев. В результате, вегетационный период в саду начинался раньше, а осенний листопад наступал позднее, чем в других садах Петербурга.

Проект создания сада был очень важен для императрицы Екатерины II. Она уделила своё время для его рассмотрения во время торжеств, проходящих в Москве по случаю её коронации, и 5 мая 1763 года «недоделанный проект сада» был утверждён и отправлен из Москвы в Петербург на доработку.

Строительство началось в 1764 году под руководством архитектора Ю. М. Фельтена. В процессе строительства южной половины сада Ю.М.Фельтену поступает распоряжение возвести на садике покои для графа Орлова - ныне Южный павильон. Ранее, с южной стороны был пристроен некий Каменный трельяж Бецкого, который просуществовал всего несколько месяцев. Уже в 1766 году на построенной части сада начинают высаживать растения. Сад был наполнен центрифольными розами и редкими луковичными цветами. Здесь выставлялись кадки с цветущими «дикими оранжеями и миртусами», доставленными из Гамбурга. Сад был обнесён трельяжной решёткой в виде сучьев с кленовыми листьями и плодами (работа живописной команды Перезинотти).

В конце 18-го и начале 19-го веков определились характерные особенности русских усадебных садов.

В парках царит романтическое настроение. Строятся пейзажные парки, в которых подчеркивалась красота природы. Раскрытие живописных мест, где можно было любоваться рощей, поворотом дорог, красотою и мощью больших деревьев, являлось неотъемлемой частью садов того периода. Важным видом творчества в организации садов стало близость к пейзажной живописи.

Роскошью считалось иметь усадьбу в черте города. Это могли позволить себе лишь самые зажиточные семьи ; Юсуповы, Нарышкины, Шереметьевы, Державины.

Признаками хорошего вкуса хозяина усадьбы являлся парк и сад. При создании индивидуального, художественного облика сада учитывалась архитектура, местоположение, особенности рельефа, а так же история данной местности. Вблизи здания сохранялся регулярный стиль, плавно переходящий к свободной природе. Все напоминало о движении времени, мимолетности и суетности всего в мире.

Любовь и забота к каждому дереву, как к живому существу, была характерной особенностью мастеров того времени.

Создавался художественный облик натурального сада. Красивые деревья, строгие аллеи, свободные рощи подчеркивали живописность данной местности. Символы говорили о чувствах человека, о его настроении и общей идеи. Красивая беседка, скамья в укромном месте, от посторонних глаз. Раскидистые кроны лип , высаженные аллеей лиственницы, одинокие посадки дубов, ясеней, вязов чередовались с силуэтами пихт и елей. Рисунок обогащался разнообразием древесных насаждений и декоративных кустарников. Выделяясь на фоне изумрудных ковров газона, полян и лужаек. Скульптура , ротонда завершала акцент сада и являлась неотъемлемой частью композиции, завершая апофеоз ландшафтного искусства.

Не меньшее внимание, чем зеленым насаждениям, уделялось созданию водных элементов, являвшихся живой душой усадебного сада. Почти в каждой усадьбе был обширный пруд, унаследованный еще от предшествующих веков. Стремились придать живописные формы очертаниям берега, насыпать острова, образовывать заливы, поднимать уровень воды, создавать красивую усадебную панораму, рассчитанную на восприятие с отдельных точек через зеркальную гладь воды. Одновременно с обширными открытыми зеркалами устраивались и новые водные потоки, каскады, ручьи. Живой звук бегущей, струящейся воды усиливался и обогащался благодаря камням различной величины, положенным на дно потока. Большие давали рокочущее, басовитое звучание, мелкие — серебристые трели (Л.Т.Болотов)

В садах устраивались оранжереи, теплицы, питомники. Выращивались экзотические фрукты и овощи. Уход за садом осуществлялся подчас сотнями садовниками. Сады стоили владельцам огромных расходов, стоимость сада в 19- веке была почти равной стоимости дворца. Сады были признаком роскоши и служили примером для подражания. Для создания садов приглашали лучших архитекторов и садовников того времени.

Так зародилось ландшафтное искусство.

В настоящее время наблюдается рост загородного строительства. Время многое уничтожило, но мы возвращаемся к прошлому, ведь сад это часть природы. И только гармония с ней вызывает в нас чувство умиротворения. Загородный дом без сада теряет всякий смысл, становится скучным и одиноким.

Новые материалы и технические возможности в современном ландшафтном искусстве стали эволюционными. Смелость идей и разнообразие мысли, сочетание старого и нового все это можно увидеть в современных садах Парижа; сад Ситроена, сад на крыше вокзала Монпарнас, имитирующий океанский берег.

В современных частных садах можно использовать опыт старых мастеров, или подчеркнуть идеи современных ,привнеся в него свою мысль. При этом нужно так же учитывать все аспекты в котором находится данная местность. Слушайте природу, учитесь ее видеть и изображать, подобно Японцам в своих садах. Сад должен отражать Вашу индивидуальность, душу, а не следовать слепому копированию.

Не пытайтесь засыпать участок камнями и не делайте могильники в виде « Альпийских горок». Посмотрите фотографии Альп.

Выделяйте акценты в виде скульптур, одинокого красивого дерева. Делайте простор для глаз в виде лужайки, за которой открывается тенистая часть сада.

Устраивайте кабинеты, укромные уголки, где зрителю откроется красивая панорама или неожиданный акцент. Создавайте доминанты в виде вертикальных элементов.

При устройстве сада можно наделать много ошибок, потратив время и средства. А можно наслаждаться садом и жить уже сейчас, в гармонии с собой и природой. Будете ли Вы создавать сад сами или пригласите специалиста это Ваше решение.

И я желаю Вам удачи на пути к прекрасному!